Проектируя жилое или производственное помещение, каждый инженер-строитель сталкивается с выбором системы отопления. Если для юных стран можно обойтись несколькими электрическими обогревателями, то для регионов с умеренным и холодным климатом необходимо более существенное отопление.

Одним из наиболее перспективных решений для частного строительства является автономная котельная установка. В отличие от печного отопления, котельные установки намного экономичнее по топливу и не требуют постоянного внимания.

Ряд современных моделей управляются по радиоканалу с мобильного телефона или через интернет. Повсеместное распространение современных цифровых технологий позволило приблизить цены на автоматические котельные установки к ценам образцов предыдущих поколений систем отопления.

При выборе типа котельной установки необходимо учитывать не только мощность, размер и допустимую стоимость аппарата, но и определиться с топливом. Наиболее дешевое топливо это обычные технологические дрова, но, к сожалению, компактных автоматических котельных установок работающих на дровах не существует. Это связано со сложностями автоматической подачи поленьев в топку и регулированием процесса горения.

Альтернативой дровам служит уголь, хотя он отличается несколько большей стоимостью и менее удобен в обращении, но, его калорийность и плотность почти в два раза выше, что делает процесс сгорания долгим и более равномерным. Для автоматических котельных установок наиболее применим уголь в виде фрагментов диаметром 6-35 мм. Более мелкий уголь легко проваливается через колосниковую решетку, а более крупный сложно подавать шнековыми или цепными питателями.

Одним из основных недостатков угля является его низкая экологическая целесообразность, так как, он менее равномерно сгорает, давая много токсичных газообразных продуктов. Кроме того, при сгорании каждого килограмма угля остается 100-350 гр. золы. Чем уголь дешевле и доступнее, тем выше его зольность и ниже калорийность.

Пеллеты

Попыткой сочетания преимуществ угля и дров стала разработка автоматических котельных установок на топливных пеллетах. Пеллеты это гранулы прессованные из деревянных опилок, стружки или отходов ЦБК. Зольность пеллет находится на уровне древесины (1-4%) а калорийность в ряде случаев приближается к калорийности большинства углей (особенно если пеллеты приготовлены из древесной коры или сухой хвои).

Экологическая безопасность пеллет намного выше, чем у любого угля, в первую очередь за счет низкого содержания в золе соединений тяжелых металлов и радиоактивных изотопов. Стоимость пеллет обычно находится на уровне фракционированных углей, но, может сильно разниться по регионам.

Природный газ

Очень удобным вариантом топлива для любой котельной установки является природный газ. Любая автоматическая котельная установка (особенно с дистанционным управлением) имеет зажигательное устройство с небольшим газовым баллоном. Котельная установка, постоянно работающая на газообразном топливе, имеет ряд преимуществ.

В первую очередь это малый расход топлива в связи с высокой калорийностью природного газа (в среднем в 2,3 раза выше, чем у углей и в 4 раза выше, чем у воздушно сухой древесины). Кроме того, при сгорании газа е образуется зола, и почти нет токсичных соединений. За счет последнего фактора, котельные установки на природном газе способны работать в режиме конденсаторных котлов, то есть, охлаждать продукты сгорания в теплообменнике практически до комнатной температуры. Данный подход позволяет не только нивелировать выбросы в атмосферу, но и значительно повышает КПД котельной установки.

Главные недостатки газообразного топлива связаны с его значительной стоимостью и проблемами при транспортировке (большая масса баллона).

Мазут и дизельное топливо

Среди жидкого топлива для автоматических котельных установок можно назвать мазут и дизельное топливо. Мазут применяется лишь в крупных промышленных системах отопления, для частного использования применяют обычное дизельное топливо, а изредка даже жидкие отходы нефтепереработки (например, соляровое масло или низкосортный газойль). Как и природный газ, дизельное топливо является беззольным и может применяться в конденсаторных котельных установках. Главное отличие жидкого топлива заключается в некотором количестве токсичных соединений в продуктах сгорания. В первую очередь это сернистые соединения и не полностью окисленные ароматические примеси.

В каждом случае, на основе технико-экономических показателей и обстановки на рынке в данном регионе, выбирают наиболее отвечающее требованиям заказчика топливо.

Видео по теме